28 октября в библиотеке санитарный день, все читальные залы закрыты.


С 29 октября буфет в  Доме Пашкова работает по новому расписанию. Подробнее


В октябре и ноябре читальный зал РГБ в Еврейском музее работает по новому расписанию. Подробнее

28 октября — санитарный день, библиотека закрыта
Спросите библиотекаря

Выставка «Мастера отечественного киноплаката Иосиф Герасимович и Яков Руклевский»

Выставка плакатов посвящена творчеству Иосифа Герасимовича и Якова Руклевского. Эти два мастера работали в разных направлениях кинорекламы, представляя для публики отечественные и иностранные, художественные и документальные фильмы.


Цирк. Художник — Яков Руклевский. 1940
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Яков Тимофеевич Руклевский и Иосиф Васильевич Герасимович сохраняли преданность плакатному искусству на всём протяжении своего творческого пути. Работая в одну эпоху, служа в одной организации, будучи ровесниками (оба родились в 1894 году) и коллегами, они сумели сохранить индивидуальность и собственный художественный язык.

Яков Руклевский — один из основоположников советского киноплаката, он занимался созданием кинорекламы не только как художник, но и участвовал в организации этого направления в нашей стране.

В детстве в родном Смоленске он обучался в частных художественных студиях, но систематического образования не получил. Однако его талант и стремление к самообразованию помогли ему конкурировать с обладателями академических навыков. После окончания гражданской войны он переехал в Москву и начал создавать рекламные плакаты для Госкино.

В 1924 году, когда все занятые в киноиндустрии организации страны были объединены в рамках акционерного общества «Совкино», он возглавил рекламное направление новой структуры. Именно Руклевскому принадлежит заслуга быстрого развития раннего советского киноплаката, в том числе за счёт созданной им полиграфической базы.

  • Граф Монте-Кристо. Художник — Яков Руклевский. 1950
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Золушка. Художник — Яков Руклевский. 1947
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Антон Иванович сердится. Художник — Яков Руклевский. 1953
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фронтовые подруги. Художник — Яков Руклевский. 1941
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фриц Бауэр. Художник — Яков Руклевский. 1930
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Золушка (в прокате — «Светлый путь»). Художник — Яков Руклевский. 1940
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Секретная миссия. Художник — Яков Руклевский. 1950
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Появлению смелого художественного языка способствовало то, что вокруг мастера сплотилась большая команда талантливых художников. Руклевский активно сотрудничал с новаторами плакатной формы братьями Георгием и Владимиром Стенбергами, выступив в ряде плакатов в качестве соавтора. Однако несмотря на влияние их творческого метода, остался верен собственному тяготеющему к реализму художественному языку.

Одним из первых был приглашён Руклевским в 1924 году к участию в создании новой кинорекламы Иосиф Герасимович. Уроженец Волынской губернии, он с 1915 года посещал мастерскую Ильи Машкова, впоследствии обучался в студиях Константина Юона и Абрама Архипова. Окончив техническое железнодорожное училище, с 1919 года работал техником-чертёжником. Однако мечтой его оставалось искусство.

  • Сердца четырёх. Художник — Иосиф Герасимович. 1941
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Гибель сенсации. Художник — Иосиф Герасимович. 1935
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Наследный принц республики. Художник — Иосиф Герасимович. 1934
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Весна. Художник — Иосиф Герасимович. 1949
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • По следу. Художник — Иосиф Герасимович. 1930
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Запоздалый жених. Художник — Иосиф Герасимович. 1940
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Крупная неприятность. Художник — Иосиф Герасимович. 1930
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Замалу. Художник — Иосиф Герасимович. 1929
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

В творчестве Якова Руклевского и Иосифа Герасимовича отразились основные этапы развития советского киноплаката и характерные для него стилистические изменения — смелые новаторские формы и динамизм рекламы 1920-х годов, скупой и монументальный подход к изображениям в работах 1930–1940-х годов, яркая образность и живописность плаката 1950-х годов.

К этому времени творчество мастеров достигает зрелости и решительности в использовании художественных средств. Оба были художественно одарёнными, талантливыми рисовальщиками: образы героев в работах Руклевского сохраняют портретное сходство с актёрами, а работам Герасимовича свойственно стремление к динамизму и неожиданным композиционным решениям.

Яков Тимофеевич Руклевский ушёл из жизни в 1965 году, Иосиф Васильевич Герасимович — в 1982 году. Оба мэтра сохраняли преданность искусству кино на протяжении всей жизни.

  • Открытие выставки
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Директор Департамента специализированных отделов Мария Ермакова
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Заведующая отделом изоизданий Любовь Родионова и заместитель заведующей отделом изоизданий Анна Савельева
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Анна Савельева
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Любовь Родионова
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

На выставке основной акцент сделан на плакатах художников 1930–1950-х годов, которые менее известны широкой публике.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться